Эксплуатация котельных

Пятница, 26.04.2024, 01:16

Приветствую Вас Гость

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Июль » 28 » Газпром пытается избавиться от непрофильного актива за чужой счет
18:10
Газпром пытается избавиться от непрофильного актива за чужой счет
Минфин отказал вчера «Российским железным дорогам» в помощи при выкупе у «Газпрома» железной дороги Обская–Бованенково примерно за 4 млрд. долл. Таким образом, правительство решило поправить финансовое положение одной монополии за счет другой. Между тем для приобретения этого сомнительного по ценности актива у РЖД физически не хватает денег. Независимые эксперты ставят под сомнение экономическую целесообразность этой сделки, указывая, что государство в очередной раз пытается в «ручном режиме» управлять экономикой, создавая преференции «Газпрому».
Вчера замминистра финансов Татьяна Нестеренко похоронила призрачную надежду РЖД получить от государства деньги на приобретение у «Газпрома» железнодорожной ветки Обская–Бованенково, которая достраивается газовиками на Ямале. Отвечая на вопрос журналистов, может ли компания рассчитывать на помощь федерального бюджета для реализации поручения премьера, Нестеренко заявила категорическое «нет». «Таких денег и у нас нет», – сказала она, пояснив, что коль скоро эта железнодорожная ветка является технологической, то решать все связанные с ней проблемы должны хозяйствующие субъекты, а не государство.
Напомним, что на прошлой неделе на выездном совещании в Салехарде по освоению газовых месторождений Ямала премьер Владимир Путин покритиковал главу «Газпрома» Алексея Миллера за «непрофильную деятельность». Компания должна заниматься добычей и разведкой газа, а не строительством дорог, заявил Путин и предложил РЖД выкупить эту ветку у газовиков.
Для справки: протяженность железной дороги Обская–Бованенково составит 572 км. Дорога включает пять станций и 12 разъездов, 70 мостов общей длиной более 12 км. Проект начал реализовываться в 1986 году как комсомольская стройка, однако затем превратился в долгострой. Ввод в эксплуатацию дороги запланирован на январь 2010 года, что позволит приступить к полномасштабному освоению месторождений Ямала.
Глава «Газпрома» оценил себестоимость построенной дороги в 130 млрд. рублей. Понятно, что перспектива получить такую сумму из бюджета РЖД весьма порадовала газовиков, но сильно огорчила главу РЖД Владимира Якунина, который назвал цену «нереалистичной» и усомнился в справедливости самой схемы поддержки «Газпрома». «Мы согласны с тем, что «Газпром» необходимо освободить от непрофильных активов. Переговоры на эту тему ведутся с 2003 года. В настоящее время прорабатываем с Министерством экономического развития приемлемые механизмы решения, которые будут учитывать интересы всех сторон», – заявил в ответ на инициативу Путина Владимир Якунин. При этом он напомнил, что газовики уже один раз получили компенсацию за строительство собственной железнодорожной ветки в виде источника возврата инвестиций.
«Эти расходы были заложены в тариф «Газпрома», – напомнил глава РЖД. Железнодорожники напоминают, что в инвестпрограмме РЖД расходы на приобретение этой дороги на Ямале никогда не предусматривались, поскольку изначально проектом занимался «Газпром».
Путин прекратил пикировку руководителей двух монополий, поручив РЖД совместно с Минтрансом, Минэнерго и Минэкономразвития подумать на эту тему. По словам Якунина, существенную часть запланированных РЖД инвестиций в объеме 300 млрд. рублей в инфраструктуру Ямала когда-то планировалось сформировать за счет инвестиционной составляющей в грузовом железнодорожном тарифе. «Однако реальная экономическая ситуация сегодня этот инструмент практически свела к нулю», – констатировал Якунин.
Как известно, грузовой железнодорожный тариф на 2010 год будет проиндексирован на 9,4%. При этом РЖД настаивают на выделении из федерального бюджета компенсации выпадающих доходов в размере не менее 55 млрд. рублей, однако пока правительство согласно выделить 50 млрд. рублей. Дальнейшее повышение тарифа на будущий год, по словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, не рассматривается. По ее мнению, компания может решить проблему выпадающих доходов, прибегая к заимствованиям.
Таким образом, у руководителей двух монополий, одинаково приближенных к премьеру, оказались совершенно разные судьбы. «Газпром», как и РЖД, серьезно пострадал от кризиса. Однако «Газпром» все-таки формально остался в плюсе – его прибыль за первые шесть месяцев составила 169 млрд. рублей, в то время как РЖД зафиксировали чистый убыток на уровне почти 14 млрд. рублей. Учитывая эти обстоятельства, независимые эксперты считают, что в данном случае именно государство бесцеремонно вмешивается в экономику, создавая преференции одной компании – «Газпрому», поступаясь при этом интересами РЖД. По их мнению, Путин сделал предложение Якунину купить железную дорогу на Ямале в такой форме, от которой он не сможет отказаться. Впрочем, аналитики не исключают, что РЖД могут рассчитывать на льготный кредит ВЭБа.
«Никакой прибыли РЖД от этой дороги не получат», – говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, объемы грузов, которые будут перевозиться по этой железной дороге, ограничены. А пользователь – один «Газпром», который в конечном счете и начнет диктовать выгодные ему правила игры, не допуская повышение тарифов на грузоперевозки. Именно так, к примеру, поступает государство в отношении РЖД, заставляя компанию перевозить сырую нефть «Роснефти» для переработки на дальневосточные НПЗ. На Ямале может быть еще сложнее. «Газпром» российским подрядчикам либо задерживает оплату, либо вообще не платит», – подчеркнул Крутихин. Эксперт в действиях властей видит желание поддержать «Газпром», превратившийся в дойную корову в отличие от РЖД, у которых «много не высосать». В конечном итоге за все придется расплачиваться российским налогоплательщикам, резюмировал Крутихин.
Со своей стороны аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин подтвердил, что у РЖД достаточно напряженная инвестиционная программа и без расходов на выкуп железнодорожной ветки. «130 миллиардов рублей являются как очень хорошим подспорьем для «Газпрома», так и объективно невыполнимыми финансовыми затратами для РЖД», – подчеркивает эксперт. Он считает, что с учетом отсутствия помощи из федерального бюджета покупка железной дороги может оказаться делом отдаленной перспективы. РЖД постараются договориться с правительством и «Газпромом» о невозможности единовременного выкупа этого актива. При этом сама железнодорожная ветка, несмотря на высокую стоимость, может представлять интерес для РЖД, хоть и является технологической. «Это наиболее доступный способ транспортировки оборудования для освоения запасов углеводородов на Ямале. На освоение только газовых месторождений, по оценке «Газпрома», понадобится 100 миллиардов долларов», – отметил Громадин. 
К длительной процедуре передачи непрофильного актива «Газпром» в принципе готов. «Железную дорогу Обская–Бованенково станет эксплуатировать «Газпромтранс» (100-процентное дочернее общество «Газпром»). «Газпромтранс» обладает серьезным опытом работы с железнодорожными активами компании, поэтому самостоятельная эксплуатация железной дороги Обская–Бованенково не представляет для «Газпрома» никаких трудностей», – сообщили вчера «НГ» в управлении информации «Газпрома».



Просмотров: 342 | Добавил: myrebi1986 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0